photo

23 / 10 / 2015

Открытие фестиваля Александра Журбина

Концерт симфонической музыки Александра Журбина: мост через полвека

интернет издание "Голос публики" автор:  Фёдор Борисович  23.10.2015 (фотографии автора)

Одно из самых важных для самого юбиляра событий состоялось в Светлановском зале Дома музыки. В этот вечер прозвучали две симфонии маэстро — Первая и Пятая, а также его Альтовый концерт. Автор известнейших мюзиклов, популярных песен и музыки к кино Александр Журбин — серьезный композитор, имеющий прекрасное консерваторское образование, профессионально владеющий всеми современными композиторскими техниками. Именно это он убедительнейшим образом продемонстрировал на концерте в Доме музыки. Государственная симфоническая капелла России под руководством Валерия Полянского в этот раз доверилась совсем молодому дирижеру — Филиппу Чижевскому. И не случайно: Чижевский весьма комфортно чувствует себя на территории современной музыки. И в этой программе, весьма сложной и необычной, он показал себя как тонкий музыкант с великолепным слухом, умеющий подчинить себе большой симфонический состав. Первая симфония была написана Журбиным еще в консерваторские годы. 23-летний композитор выложился в ней так, как это мог сделать очень молодой музыкант, да еще в «золотой век» советской академической музыки — в конце 60-х годов. Культ классического симфонического цикла, традиционно-революционных для второй половины ХХ века форм, масштабности инструментовки звучит здесь в каждом такте. Нельзя забывать, что Журбин в этом произведении — не только советский, но еще и ленинградский композитор с ощущением на себе зоркого взгляда Шостаковича. Конечно, Журбин предпослал своему произведению серьезную литературную программу — стихотворение Пушкина «Телега жизни». И пусть желание молодого автора рассказать в этой симфонии всю свою еще не прожитую жизнь не кажется наивным. Дебют и должен быть таким — с использованием всего арсенала актуальных на тот период языковых средств, от импрессионистов до Мясковского и упомянутого Шостаковича, но при этом — с явным доминированием собственной индивидуальности, которая уже явственно слышна и ощутима. Альтовый концерт, который вдохновенно и виртуозно исполнил Лев Журбин, сын юбиляра, относится к числу известных и исполняемых академических работ Журбина. Правда, не в России — в Америке. Здесь он, пожалуй, тоже прозвучал впервые. И совершенно обаял слушателей сочетанием журбинской лирики и стилистических принципов музыки прошлого века. Кстати, Лев Журбин, который пошел по стопам отца, стал весьма востребованным в США композитором, пишущим музыку в стиле лайт-классик. Исполненная им на бис «Гармошка» для оркестра (Лев выступил в этом номере как дирижер) была просто замечательной. Кульминацией и квинтэссенцией смысла концерта стало исполнение Пятой симфонии. Александр Журбин предварил ее исполнение призывом к публике не сдерживать себя и при желании аплодировать между частями. Потому что, во-первых, когда-то, во времена Бетховена, к примеру, это было общепринято, а во-вторых, поскольку в симфонии 15 (!!!) частей, музыкантам будет приятно. Пятая симфония — недавнее сочинение Журбина, в котором он в полной мере реализовал обе свои ипостаси — академическую и «лайтовую». Четыре прекрасных музыканта выступили в качестве солистов этого необычного сочинения: скрипач Андрей Баранов, виолончелист Борис Андрианов, пианист Петр Айду и, разумеется, альтист Лев Журбин. Наличие солистов придало этой симфонии характер своеобразного концерта для четырех инструментов и оркестра. Композитору удалось органично соединить самые передовые приемы современных композиторских технологий и характерный, чисто журбинский мелодизм. Отголоски различных жанров — от вальса и фокстрота до рока и блюза, цитаты и псевдоцитаты, аллюзии — весь этот «клиповый» постмодернистский замес не порождал ощущения эклектики. Композитор применил здесь очень интересный формообразующий принцип, который можно назвать «моноциклическим»: множество тем, мотивов, коротких фраз, которые объединены общей концепцией и внятной драматургией. Пятая симфония оказалась очень театральной и даже сюжетной: композитор рассказал в ней о жизненном пути человека, которому есть что вспомнить, но еще рано подводить итоги.

photo Открыл фестиваль заместитель министра культуры Александр Журавский

Круглые даты — не более, чем условность, спасательный круг, придуманный людьми в стремлении структурировать время. При этом юбилеи дарят прекрасный повод для подведения итогов в форме ретроспектив и антологий. Музыкальное открытие фестиваля «Всё к лучшему!», приуроченного к 70-летию Александра Журбина, в этом смысле было символичным: друг за другом прозвучали произведения, написанные с интервалом почти полвека. Причем, помимо заявленной в программке мировой премьеры новой Симфонии № 5 была и вторая премьера — Симфония № 1 — дипломная работа композитора, до сих пор целиком не исполнявшаяся. Весь вечер на сцене играл оркестр Государственной академической симфонической капеллы России — коллектив, регулярно выступающий в Москве и пользующийся заслуженной любовью меломанов. За пульт встал молодой дирижер Филипп Чижевский.

photo оркестр Госкапеллы
дирижер Филипп Чижевский

Обычным слушателям, вроде меня, на премьерах симфонических произведений могут быть полезны своего рода «либретто» — в меру подробные концептуальные подсказки «что имел в виду композитор?» Присутствие автора на исполнении и его желание приоткрыть замысел произведения — в этом смысле идеальный случай. Александр Журбин рассказал, что Симфония № 1 написана под влиянием стихотворения Пушкина «Телега жизни» (по объективной причине не столь популярное, как «Буря мглою») и выражает в музыке жизненный цикл человека. Струнные, медные, деревянные и ударные инструменты — олицетворение четырех стихий, звучащих в идущем по нарастающей хорале, открывающем симфонию — это зарождение жизни. Необычные диалоги между инструментами — молодость, когда человек не боится самых смелых экспериментов. Монологи третьей части — зрелость и размышления о жизни. Четвертая часть симфонии — вновь хорал, но уже по нисходящей и возвышенно затихающий в финале. Второй номер — концерт для альта с оркестром, написанный Александром Журбиным в 1971 году. Солировал сын композитора Лев Журбин — известный нью-йоркский музыкант, на счету которого не один десяток записей и сотрудничество со многими знаковыми фигурами современной культуры — Йо-Йо Ма, Кронос-квартетом, режиссером Фрэнсисом Копполой и другими. Традиционный трехчастный концерт, — Allegro — Adagio — Allegro brilliante, — прозвучал светло, искрометно и был с большим энтузиазмом принят публикой, оценившей виртуозность музыканта. Лев Журбин — не только альтист, но и композитор. На бис он продирижировал вальс-миниатюрой «Гармошка», которую посвятил своей бабушке — Аде Александровне Журбиной. Затем был антракт, в ходе которого на сцене шли приготовления к исполнению Симфонии № 5 — именно ее мировая премьера стала главным событием концерта. Еще совсем недавно, в июле, на встрече со зрителями премьеры оперы «Мелкий бес» Александр Журбин упоминал, что работает над завершением симфонии. Таким образом, слушатели фактически присутствовали при появлении на свет только что написанного произведения. В конце антракта, когда по законам жанра уже должен был появиться оркестр, неожиданно прозвучало распоряжение: «а теперь все уходят со сцены!» На опустевшую сцену вышел Александр Журбин с рассказом о симфонии, носящей сразу два названия, одно из которых — итальянское Sinfonia bizzarra (странная симфония). Произведение действительно весьма необычно по форме. Оно состоит из пятнадцати (!) коротких частей и написано сразу для четырех солистов — скрипки (Андрей Баранов), альта (Лев Журбин), виолончели (Борис Андрианов) и фортепиано (Петр Айду).

photo солисты - Борис Андрианов(виолончель), Александр Баранов(скрипка), Лев Журбин(альт)

После рассказа композитора зал затих, оставшись наедине с пустой сценой. И тут из боковой двери зала победно зазвучала труба. На сцену выходили музыканты, постепенно вплетая все больше нитей в музыкальную ткань. Последним появился дирижер, и в музыке органично прозвучал знакомый звук настройки оркестра. Автор предупредил о наличии в симфонии большого количества самых неожиданных цитат — и на мой слух их там было достаточно. От «Очей черных» до Прокофьева и явно авангардистских штучек — россыпь ассоциаций, подобно рыбкам в коралловом рифе, неуловимо ускользающих при попытке достоверного опознания. Из музыкальных фраз кристаллизовались вальсы, джазовые и латиноамериканские ритмы. Концепцию произведения автор обрисовал как созвучную своей Первой симфонии некую историю жизни. Это вполне могла быть история музыки XX века. Но могла быть и история мира — история романтики и войн, дважды прозвучавших сиреной. Но ведь не зря автор упомянул второе название, данное им симфонии: «Play, memory» (память, играй), добавив, что это аллюзия на «Speak, memory» (память, говори) — автобиографическую книгу Владимира Набокова. Александр Журбин — не только композитор, не боящийся быть понятным, но и тонкий мистификатор, умеющий изящно не договорить в рассказе о своей музыке, оставив простор для разгула фантазии слушателей. Поэтому каждый из слушателей в итоге унес с концерта свою Пятую симфонию Журбина. На бис прозвучала увертюра к фильму «Московская сага», которой продирижировал сам юбиляр. Концерт окончен — фестиваль продолжается!

photo Евгений Алимов(труба)

photo Оркестр Госкапеллы

 

 

 

 

 

Газета "Московский комсомолец"  27.10.2015

Композитор Александр Журбин отмечает юбилей

Телега жизни от «до» до «до»

  • автор  Екатерина Кретова   (ссылка на публикацию)

Юбилей композитора Александра Журбина — это не просто день рождения с кучей гостей, подарков и немалым количеством свечей на торте. Это — огромный фестиваль, состоящий почти из трех десятков концертов, спектаклей, творческих вечеров и прочих музыкальных событий, которые пройдут в Москвев течение осени и зимы 2015 года и даже захватят 2016-й. И чем дальше будет двигаться фестиваль, тем больше интересного произойдет, потому что Маэстро выбрал для своего юбилея правильный слоган: «Все к лучшему».

 

 

 

photo фото предоставлено редакцией газеты МК

Одно из самых важных для самого юбиляра событий состоялось в Светлановском зале Дома музыки. В этот вечер прозвучали две симфонии маэстро — Первая и Пятая, а также его Альтовый концерт. Автор известнейших мюзиклов, популярных песен и музыки к кино Александр Журбин — серьезный композитор, имеющий прекрасное консерваторское образование, профессионально владеющий всеми современными композиторскими техниками. Именно это он убедительнейшим образом продемонстрировал на концерте в Доме музыки. Государственная симфоническая капелла России под руководством Валерия Полянского в этот раз доверилась совсем молодому дирижеру — Филиппу Чижевскому. И не случайно: Чижевский весьма комфортно чувствует себя на территории современной музыки. И в этой программе, весьма сложной и необычной, он показал себя как тонкий музыкант с великолепным слухом, умеющий подчинить себе большой симфонический состав. Первая симфония была написана Журбиным еще в консерваторские годы. 23-летний композитор выложился в ней так, как это мог сделать очень молодой музыкант, да еще в «золотой век» советской академической музыки — в конце 60-х годов. Культ классического симфонического цикла, традиционно-революционных для второй половины ХХ века форм, масштабности инструментовки звучит здесь в каждом такте. Нельзя забывать, что Журбин в этом произведении — не только советский, но еще и ленинградский композитор с ощущением на себе зоркого взгляда Шостаковича. Конечно, Журбин предпослал своему произведению серьезную литературную программу — стихотворение Пушкина «Телега жизни». И пусть желание молодого автора рассказать в этой симфонии всю свою еще не прожитую жизнь не кажется наивным. Дебют и должен быть таким — с использованием всего арсенала актуальных на тот период языковых средств, от импрессионистов до Мясковского и упомянутого Шостаковича, но при этом — с явным доминированием собственной индивидуальности, которая уже явственно слышна и ощутима. Альтовый концерт, который вдохновенно и виртуозно исполнил Лев Журбин, сын юбиляра, относится к числу известных и исполняемых академических работ Журбина. Правда, не в России — в Америке. Здесь он, пожалуй, тоже прозвучал впервые. И совершенно обаял слушателей сочетанием журбинской лирики и стилистических принципов музыки прошлого века. Кстати, Лев Журбин, который пошел по стопам отца, стал весьма востребованным в США композитором, пишущим музыку в стиле лайт-классик. Исполненная им на бис «Гармошка» для оркестра (Лев выступил в этом номере как дирижер) была просто замечательной. Кульминацией и квинтэссенцией смысла концерта стало исполнение Пятой симфонии. Александр Журбин предварил ее исполнение призывом к публике не сдерживать себя и при желании аплодировать между частями. Потому что, во-первых, когда-то, во времена Бетховена, к примеру, это было общепринято, а во-вторых, поскольку в симфонии 15 (!!!) частей, музыкантам будет приятно. Пятая симфония — недавнее сочинение Журбина, в котором он в полной мере реализовал обе свои ипостаси — академическую и «лайтовую». Четыре прекрасных музыканта выступили в качестве солистов этого необычного сочинения: скрипач Андрей Баранов, виолончелист Борис Андрианов, пианист Петр Айду и, разумеется, альтист Лев Журбин. Наличие солистов придало этой симфонии характер своеобразного концерта для четырех инструментов и оркестра. Композитору удалось органично соединить самые передовые приемы современных композиторских технологий и характерный, чисто журбинский мелодизм. Отголоски различных жанров — от вальса и фокстрота до рока и блюза, цитаты и псевдоцитаты, аллюзии — весь этот «клиповый» постмодернистский замес не порождал ощущения эклектики. Композитор применил здесь очень интересный формообразующий принцип, который можно назвать «моноциклическим»: множество тем, мотивов, коротких фраз, которые объединены общей концепцией и внятной драматургией. Пятая симфония оказалась очень театральной и даже сюжетной: композитор рассказал в ней о жизненном пути человека, которому есть что вспомнить, но еще рано подводить итоги.

ссылка на ВИДЕОЗАПИСЬ 5- симфонии А.Журбина