ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ – УНИКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, НАСЧИТЫВАЮЩИЙ ОКОЛО 200 АРТИСТОВ. ОН ОБЪЕДИНЯЕТ ХОР, ОРКЕСТР И СОЛИСТОВ-ВОКАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ, СУЩЕСТВУЯ В ОРГАНИЧНОМ ЕДИНСТВЕ, СОХРАНЯЮТ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТВОРЧЕСКУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – ГСО Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус, стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Чехия), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания) и в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. С 1992 года художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы под управлением В. Полянского протекает как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

Репертуар
МЕССЫ, ОРАТОРИИ, РЕКВИЕМЫ ВСЕХ ЭПОХ И СТИЛЕЙ — БАХА, ГЕНДЕЛЯ, ГАЙДНА, МОЦАРТА, ШУБЕРТА, БЕРЛИОЗА, ЛИСТА, ВЕРДИ, ДВОРЖАКА, РАХМАНИНОВА, РЕГЕРА, СТРАВИНСКОГО, БРИТТЕНА, ШОСТАКОВИЧА, ШНИТКЕ, ЭШПАЯ. МОНОГРАФИЧЕСКИЕ СИМФОНИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ БЕТХОВЕНУ, БРАМСУ, РАХМАНИНОВУ, МАЛЕРУ...

С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

 

 

 

photo Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский


В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

Знаковым событием 2014 года можно считать концертное исполнение Госкапеллой редко звучащего шедевра – оперы «Семен Котко» Прокофьева, прошедшее на Новой сцене Большого театра и приуроченное к 100-летию начала Первой мировой войны.

Высочайшему исполнительскому уровню оркестра аплодировала британская публика во время осенних гастролей 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского конечно вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

 

 

Хор Государственной академической симфонической капеллы России

Хор Государственной академической симфонической капеллы России был основан дирижером Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив стал победителем Международного конкурса «Гвидо д’Ареццо» (Италия), завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» — символ лучшего хора конкурса. В 1980 году Хор Полянского принял участие в культурной программе Летней Олимпиады в Москве. Известность коллектива шагнула далеко за пределы России: хор с Валерием Полянским был приглашен на фестивали «Поющий Вроцлав» и «Пражская осень» (Чехия), выступал в Мерано (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания) и в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби. Неоднократно хор был приглашен на фестиваль в Сполето (Италия), где участвовал в постановках опер «Война и мир» Прокофьева, «Лоэнгрин» Вагнера, а также в исполнение кантаты «Кармина Бурана» Орфа в Женеве (Швейцария). Хор Полянского постоянно гастролирует в США, Гонконге. Великобритании, Хорватии, Словении, Беларуси. За эти годы хор Госкапеллы спел едва ли не все существующие мессы, оратории, реквиемы и другие духовные опусы Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке. Выстроенный звук и эталонная интонация всегда выигрышно выделяет хор Валерия Полянского, для которого не существует не исполнимых партитур.

Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России

Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России ведет свою историю с 1957 года. В период СССР коллектив возглавляли Самуил Самосуд, Юрий Аранович, Максим Шостакович, Геннадий Рождественский. С оркестром выступали все выдающиеся русские дирижеры, такие как Евгений Светланов, Натан Рахлин, Ноэми Ярви, Владимир Федосеев. Первые зарубежные гастроли состоялись в 1959 году на Фестивале молодежи и студентов в Вене. Затем оркестр покорил США, Канаду, Германию, Испанию, Великобританию, Грецию, Японию, Тайвань, демонстрируя свое искусство в лучших концертных залах мира таких как «Карнеги холл», Линкольн-центр (Нью-Йорк), Кеннеди-центр (Вашингтон), Musikveren (Вена), Gewandhaus (Лейпциг), Jahrhunderthalle (Франкфурт), Barbican-centre (Лондон), зал Берлинской филармонии имени Караяна, залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги. С 1991 года Симфонический оркестр объединяется с Государственным камерным хором, и в 1992 году художественным руководителем и главным дирижёром нового коллектива – Государственной академической симфонической капеллы России – становится Валерий Полянский. В репертуаре оркестра Госкапеллы России – вся русская и западная классика XVIII – XX века, современные партитуры А.Шнитке, С. Губайдулиной, А. Чайковского и др. Коллектив имеет огромную дискографию на пластинках и дисках фирмы «Мелодия», Сhandos records.