photo

27 / 10 / 2015

В Белгороде завершились IV Шереметевские музыкальные ассамблеи

Всё лучшее от века девятнадцатого

В Белгороде завершились IV Шереметевские музыкальные ассамблеи

27.10.2015  Белпресса   (ссылка на статью)

автор Оксана Придворева

В этом году фестиваль прошёл на стыке изобразительного искусства, литературы и музыки XIX века. За первые два (так органично совпало в Год литературы!) отвечали белгородские музеи – литературный и художественный. С музыкальными шедеврами на протяжении трёх фестивальных дней белгородских меломанов знакомили в филармонии. 

 

photo Хор Госкапеллы

Большое торжество маленькой мессы Во второй фестивальный день, 22 октября, белгородской публике представили «Маленькую торжественную мессу», монументальное произведение Джоакино Россини, в исполнении хора Государственной академической симфонической капеллы России и симфонического оркестра филармонии под управлением народного артиста РФ Валерия Полянского. Вокальные партии – солистка Большого театра России Елена Евсеева (сопрано), заслуженная артистка России Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), Максим Сажин (тенор), Руслан Розыев (бас). Партию органа исполнил солист белгородской филармонии Тимур Халиуллин. Оригинальную версию «Маленькой торжественной мессы», основанную на традиционном тексте мессы католической, Россини писал для камерного состава. Число исполнителей, например, — восемь хористов и четыре вокалиста – равнялось 12, по числу херувимов. «Бог простит мне следующее сравнение. Апостолов тоже было 12 на той знаменитой трапезе, которую Леонардо изобразил на фреске, называющейся «Тайная вечеря», – написал на полях партитуры Росси

photo Валерий Полянский

«У меня всё время перед глазами, когда работаешь над этой музыкой, «Пьета» Микеланджело. Закрываешь глаза – и она перед тобой сразу, — скажет на это после выступления художественный руководитель и дирижёр ГАСК России Валерий Полянский. И продолжит – уже о прозвучавшей музыке: – Она настолько гениальна, настолько красива, что самая большая опасность в этой музыке – как бы не уйти в банальность. Соблюсти вот эту строгость необходимо».

Впоследствии сам композитор оркестровал мессу. Как и в каноническую мессу, в неё вошло 14 частей. Это хоровые фуги и гимны, соло органа или фортепиано Preludio Religioso («Религиозная прелюдия»), ария тенора, дуэт сопрано и контаральто (в белгородской филармонии прозвучало меццо-сопрано Людмилы Кузнецовой), ария баса... Партию баса в «Маленькой торжественной мессе» исполнил наш земляк – Руслан Розыев, выпускник фортепианного отделения Белгородского музыкального училища им. С. А. Дегтярёва, обучавшийся затем оперному пению у Галины Вишневской. С Государственной академической симфонической капеллой и Валерием Полянским Розыев работает уже около пяти лет. «Безумно волнительно выступать в родном городе, каждый это понимает. Всегда сложно петь среди своих знакомых, друзей, коллег, – поделился Руслан. – Произведение безумно сложное. Этот жанр находится в отдельной стороне, к нему другой подход. Месса должна быть чуткой во всех смыслах, из-за этого она и сложна в исполнении. Кажется, можно работать над её исполнением всю жизнь и совершенствовать его».

photo хор Государственной академической симфонической капеллы России и симфонический оркестр Белгородской филармонии под управлением народного артиста РФ Валерия Полянского; солистка Большого театра России Елена Евсеева , заслуженная артистка России Людмила Кузнецова , Максим Сажин , Руслан Розыев